Транссибирская железнодорожная магистраль, Великий Сибирский Путь — железная
дорога через Евразию, соединяющая Москву (южный ход) и Санкт-Петербург (север-
ный ход) с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными
городами России. Длина магистрали 9298,2 км — это самая длинная железная дорога в
мире. Высшая точка пути — Яблоновый перевал (1019 м над уровнем моря). В 2002 году
завершена её полная электрификация. Исторически Транссибом является лишь восточная
часть магистрали, от Миасса (Южный Урал, Челябинская область) до Владивостока. Её
длина — около 7 тыс. км. Именно этот участок был построен с 1891 по 1916 годы. В
настоящее время Транссиб соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Вос-
ток России, а говоря шире — российские западные, северные и южные порты, а также
железнодорожные выходы в Европу (Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск), с одной
стороны, с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию (Владивосток,
Находка, Забайкальск). Технические возможности Транссиба позволяют перевозить по
нему до 100 млн тонн грузов в год. Осенью 2010 года министр транспорта Российской Фе-
дерации Игорь Левитин заявил, что пропускные возможности Транссибирской магистрали
полностью исчерпаны. Этапы строительства. Строительство железных дорог в азиатской
части Российской империи. Официально строительство началось 19 (31) мая 1891 года
в районе близ Владивостока (Куперовская падь), на закладке присутствовал цесаревич
Николай Александрович, будущий император Николай II. Фактически же строительство
началось раньше, в начале марта 1891 года, когда началось строительство участка Ми-
асс — Челябинск. Одним из видных руководителей строительства одного из участков был
инженер Николай Сергеевич Свиягин, в честь которого названа станция Свиягино. Часть
необходимых грузов для строительства магистрали были доставлены Северным морским
путём, учёный-гидролог Н. В. Морозов провёл 22 парохода из Мурманска к устью Ени-
сея. Рабочее движение поездов по Транссибу началось 21 октября (3 ноября) 1901 года,
после того, как было уложено «золотое звено» на последнем участке строительства Ки-
тайско-Восточной железной дороги. Регулярное сообщение между столицей империи —
Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России — Владивостоком и Порт-Артуром
по железной дороге было установлено в июле 1903 года, когда Китайско-Восточная же-
лезная дорога, проходящая через Маньчжурию, была принята в постоянную («правиль-
ную») эксплуатацию. Дата 1 (14) июля 1903 года ознаменовала собой также ввод Велико-
го Сибирского Пути в строй на всём его протяжении, хотя в рельсовом пути был перерыв:
через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме. Непрерывный
рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала рабо-
чего движения по Кругобайкальской железной дороге 18 сентября (1 октября) 1904 года;
а спустя год, 16 (29) октября 1905 года, Кругобайкальская дорога, как отрезок Великого
Сибирского Пути, была принята в постоянную эксплуатацию; и регулярные пассажирские
поезда впервые в истории получили возможность следовать только по рельсам, без ис-
пользования паромных переправ, от берегов Атлантического океана (из Западной Европы)
до берегов Тихого океана (до Владивостока). После поражения России в русско-япон-
ской войне 1904—1905 годов возникла угроза того, что Россия будет вынуждена уйти
из Манчжурии и таким образом лишиться контроля над Китайско-Восточной железной
дорогой, тем самым потеряв восточную часть Транссиба. Необходимо было продолжить
строительство так, чтобы магистраль проходила только по территории Российской им-
перии. Конец строительства на территории Российской империи: 5 (18) октября 1916
года, с пуском моста через Амур близ Хабаровска и началом движения поездов по этому
мосту. Стоимость строительства Транссиба с 1891 по 1913 год составила 1 455 413
000 рублей (в ценах 1913 года). Все строительство было осуществлено за счет казны,
без каких-либо иностранных заимствований. В основу схемы финансирования легла мо-
дель «Мнимого капитала», разработанная русским ученым-экономистом С. Ф. Шараповым.
дорога через Евразию, соединяющая Москву (южный ход) и Санкт-Петербург (север-
ный ход) с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными
городами России. Длина магистрали 9298,2 км — это самая длинная железная дорога в
мире. Высшая точка пути — Яблоновый перевал (1019 м над уровнем моря). В 2002 году
завершена её полная электрификация. Исторически Транссибом является лишь восточная
часть магистрали, от Миасса (Южный Урал, Челябинская область) до Владивостока. Её
длина — около 7 тыс. км. Именно этот участок был построен с 1891 по 1916 годы. В
настоящее время Транссиб соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Вос-
ток России, а говоря шире — российские западные, северные и южные порты, а также
железнодорожные выходы в Европу (Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск), с одной
стороны, с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию (Владивосток,
Находка, Забайкальск). Технические возможности Транссиба позволяют перевозить по
нему до 100 млн тонн грузов в год. Осенью 2010 года министр транспорта Российской Фе-
дерации Игорь Левитин заявил, что пропускные возможности Транссибирской магистрали
полностью исчерпаны. Этапы строительства. Строительство железных дорог в азиатской
части Российской империи. Официально строительство началось 19 (31) мая 1891 года
в районе близ Владивостока (Куперовская падь), на закладке присутствовал цесаревич
Николай Александрович, будущий император Николай II. Фактически же строительство
началось раньше, в начале марта 1891 года, когда началось строительство участка Ми-
асс — Челябинск. Одним из видных руководителей строительства одного из участков был
инженер Николай Сергеевич Свиягин, в честь которого названа станция Свиягино. Часть
необходимых грузов для строительства магистрали были доставлены Северным морским
путём, учёный-гидролог Н. В. Морозов провёл 22 парохода из Мурманска к устью Ени-
сея. Рабочее движение поездов по Транссибу началось 21 октября (3 ноября) 1901 года,
после того, как было уложено «золотое звено» на последнем участке строительства Ки-
тайско-Восточной железной дороги. Регулярное сообщение между столицей империи —
Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России — Владивостоком и Порт-Артуром
по железной дороге было установлено в июле 1903 года, когда Китайско-Восточная же-
лезная дорога, проходящая через Маньчжурию, была принята в постоянную («правиль-
ную») эксплуатацию. Дата 1 (14) июля 1903 года ознаменовала собой также ввод Велико-
го Сибирского Пути в строй на всём его протяжении, хотя в рельсовом пути был перерыв:
через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме. Непрерывный
рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала рабо-
чего движения по Кругобайкальской железной дороге 18 сентября (1 октября) 1904 года;
а спустя год, 16 (29) октября 1905 года, Кругобайкальская дорога, как отрезок Великого
Сибирского Пути, была принята в постоянную эксплуатацию; и регулярные пассажирские
поезда впервые в истории получили возможность следовать только по рельсам, без ис-
пользования паромных переправ, от берегов Атлантического океана (из Западной Европы)
до берегов Тихого океана (до Владивостока). После поражения России в русско-япон-
ской войне 1904—1905 годов возникла угроза того, что Россия будет вынуждена уйти
из Манчжурии и таким образом лишиться контроля над Китайско-Восточной железной
дорогой, тем самым потеряв восточную часть Транссиба. Необходимо было продолжить
строительство так, чтобы магистраль проходила только по территории Российской им-
перии. Конец строительства на территории Российской империи: 5 (18) октября 1916
года, с пуском моста через Амур близ Хабаровска и началом движения поездов по этому
мосту. Стоимость строительства Транссиба с 1891 по 1913 год составила 1 455 413
000 рублей (в ценах 1913 года). Все строительство было осуществлено за счет казны,
без каких-либо иностранных заимствований. В основу схемы финансирования легла мо-
дель «Мнимого капитала», разработанная русским ученым-экономистом С. Ф. Шараповым.
Город на востоке европейской части России, в Предуралье,
административный центр Пермского края, порт на реке Каме,
транспортный узел на Транссибирской магистрали, город-
ской округ. Крупный многоотраслевой промышленный, научный,
культурный и логистический центр Урала. Город основан в 1723
году, с 1940 по 1957 год назывался Молотов. Население — 1
026 477 чел. (2014). В 1876 году через Пермь прошла первая
на Урале и в Сибири железная дорога, в 1916 году был открыт
первый на Урале университет. Название города относится к жен-
скому роду. Слово Пермь в древнерусскую эпоху применялось
к областям по Вычегде и Верхней Каме (Пермь Вычегодская и
Пермь Великая).Согласно мнению большинства исследователей,
название происходит от вепсского слова perä maa — «далёкая
земля»[8]. Так племя весь изначально называло Заволочье, а
затем название перенеслось на восток. В данном случае под-
разумевается в том числе нахождение Перми в самом конце Су-
хоно-Вычегодского речного пути. Менее вероятна версия о воз-
никновении названия от коми-пермяцких слов перема («далеко»)
или парма («лес», «местность»). История: Территория, на кото-
рой расположен город Пермь, заселена людьми с древнейших
времён. В городе изучены более 130 археологических памятни-
ков (от каменного века до позднего Средневековья). В XVII веке
эти земли принадлежали купцам Строгановым. Первые доку-
ментальные упоминания о поселениях на территории историче-
ского центра города встречаются в переписных книгах воеводы
Прокопия Елизарова в 1647 году. Там упоминается починок на
реке Ягошихе (в современном написании — Егоши́ха). Соглас-
но переписи 1678 года, в деревне Ягошиха насчитывалось уже
семь дворов и проживало. Основание города, года по приказу
Петра I капитан-поручик артиллерии Василий Никитич Татищев,
управляющий Уральскими казёнными заводами, известный рус-
ский историк и географ, отправился в Сибирскую губернию для
постройки заводов по выплавке меди и серебра. Он выбрал для
постройки медеплавильного завода место около деревни Яго-
шихи (вблизи устья одноимённой реки, впадающей в Каму), от-
личавшееся наличием медной руды и удобным расположением
для вывоза продукции[10]. В 1721 году Татищев был отозван, а
его преемником назначен генерал-майор артиллерии Георг Виль-
гельм (Вилим Иванович) де Геннин. Де Геннин одобрил проект
Татищева и в 1722 году распорядился о подготовке к строи-
тельству завода. Днём основания Перми считается официаль-
ная дата начала строительства Ягошихинского медеплавильного
завода — 4 (15) мая 1723 года[11][12]. При закладке завода
присутствовал В. Н. Татищев. В рукописи «Описание Уральских и
Сибирских заводов. 1735 г.» В. И. де Геннин писал: И по опреде-
лению ево, генерала лейтенанта, оной завод начат строить маия
4-го дня 1723 году и построен по январь месяц 1724-го году.
административный центр Пермского края, порт на реке Каме,
транспортный узел на Транссибирской магистрали, город-
ской округ. Крупный многоотраслевой промышленный, научный,
культурный и логистический центр Урала. Город основан в 1723
году, с 1940 по 1957 год назывался Молотов. Население — 1
026 477 чел. (2014). В 1876 году через Пермь прошла первая
на Урале и в Сибири железная дорога, в 1916 году был открыт
первый на Урале университет. Название города относится к жен-
скому роду. Слово Пермь в древнерусскую эпоху применялось
к областям по Вычегде и Верхней Каме (Пермь Вычегодская и
Пермь Великая).Согласно мнению большинства исследователей,
название происходит от вепсского слова perä maa — «далёкая
земля»[8]. Так племя весь изначально называло Заволочье, а
затем название перенеслось на восток. В данном случае под-
разумевается в том числе нахождение Перми в самом конце Су-
хоно-Вычегодского речного пути. Менее вероятна версия о воз-
никновении названия от коми-пермяцких слов перема («далеко»)
или парма («лес», «местность»). История: Территория, на кото-
рой расположен город Пермь, заселена людьми с древнейших
времён. В городе изучены более 130 археологических памятни-
ков (от каменного века до позднего Средневековья). В XVII веке
эти земли принадлежали купцам Строгановым. Первые доку-
ментальные упоминания о поселениях на территории историче-
ского центра города встречаются в переписных книгах воеводы
Прокопия Елизарова в 1647 году. Там упоминается починок на
реке Ягошихе (в современном написании — Егоши́ха). Соглас-
но переписи 1678 года, в деревне Ягошиха насчитывалось уже
семь дворов и проживало. Основание города, года по приказу
Петра I капитан-поручик артиллерии Василий Никитич Татищев,
управляющий Уральскими казёнными заводами, известный рус-
ский историк и географ, отправился в Сибирскую губернию для
постройки заводов по выплавке меди и серебра. Он выбрал для
постройки медеплавильного завода место около деревни Яго-
шихи (вблизи устья одноимённой реки, впадающей в Каму), от-
личавшееся наличием медной руды и удобным расположением
для вывоза продукции[10]. В 1721 году Татищев был отозван, а
его преемником назначен генерал-майор артиллерии Георг Виль-
гельм (Вилим Иванович) де Геннин. Де Геннин одобрил проект
Татищева и в 1722 году распорядился о подготовке к строи-
тельству завода. Днём основания Перми считается официаль-
ная дата начала строительства Ягошихинского медеплавильного
завода — 4 (15) мая 1723 года[11][12]. При закладке завода
присутствовал В. Н. Татищев. В рукописи «Описание Уральских и
Сибирских заводов. 1735 г.» В. И. де Геннин писал: И по опреде-
лению ево, генерала лейтенанта, оной завод начат строить маия
4-го дня 1723 году и построен по январь месяц 1724-го году.