Красноя́рск (произношение (инф.)) — город, крупнейший культурный, экономический и образовательный центр Восточной Сибири, административный центр Красноярского края (второго по площади субъекта России. Крупный транспортно-логистический центр. Основные отрасли экономики — космическая промышленность, цветная металлургия, образование, гидроэнергетика. Расположен на обоих берегах Енисея на стыке Западносибирской равнины, Среднесибирского плоскогорья и Саянских гор; в котловине, образованной самыми северными отрогами Восточного Саяна. В Красноярске расположен Сибирский региональный центр Министерства по чрезвычайным ситуациям России. Крупный научно-образовательный центр страны — в одном только Сибирском Федеральном университете обучается 40 тысяч студентов; всего в городе обучается более 150 тысяч студентов. Красноярский научный центр Сибирского отделения РАН, красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор. Город представляет страну в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы. Является членом Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, участником (совместно с Санкт-Петербургом и Казанью) Совета Всемирной организации объединённых городов и местных властей. Неоднократный победитель ежегодного конкурса «Самый благоустроенный город России». Город награждён Дипломом первого международного смотра-конкурса «Лучший город СНГ» за «формирование эффективной модели социальной поддержки населения».Основанный в 1628 году, является крупнейшим из старинных городов Сибири. Поселения древних людей на территории нынешнего Красноярска были обнаружены достаточно давно, ещё в XIX веке и были отнесены к эпохе верхнего палеолита (около 30 тысяч лет назад). В первые века нашей эры сюда пришли предки кетоязычных народов — ассанов, коттов, калмажей, полностью исчезнувшие к началу XVIII века. Позднее в междуречье Енисея и Качи жили тюркские народы — аринцы и качинцы. Их поселение называлось «Кызыл-яр-Тура», то есть «город красного берега». Перед приходом русских территория современного Красноярска входила в Езерское княжество енисейских кыргызов. Гора Кум-Тигей, вероятно, была священным местом качинцев. Летом 1927 года экспедиция музея Приенисейского края под руководством известного сибирского археолога С. А. Теплоухова обнаружила на Караульной горе, где ныне располагается Часовня Параскевы Пятницы, богатое захоронение XIII—XIV вв. Богатство предметов, обнаруженных в могильнике может свидетельствовать о том, что на горе были захоронены члены знатного княжеского рода, которые, вероятно, и правили этой территорией. Местность, на которой впоследствии был построен Красноярск, стала известной русским ещё в 1608 году. В этом году казаки из Кетского острога, под предводительством енисейско-остяцких князьков Урнука и Намака, отправились вверх по Енисею, с намерением найти «новыя землицы», а затем присоединить их к владениям московского царя. Плывя вверх по Енисею, казаки встретили землю, которою владел аринский князек Тюлька, и назвали её «Тюлькинскою землицей». Это название удержалось до построения Красноярского острога и ухода аринцев. Аринцы, поддерживаемые не только качинцами, но и енисейскими киргизами, долгое время не соглашались платить ясак русским и принимали все меры к удалению последних с занятого ими места. С этою целью они почти беспрерывно беспокоили их набегами, которые, в конце концов, стали настолько опасными, что казаки решили обратиться к Енисейскому воеводе с просьбою о помощи и защите. Есть все основания для того, чтобы относить воцарение русских на этой территории к более раннему периоду, чем сейчас принято считать. Также есть мнение, что Красноярск был основан не в 1628 году, а примерно на четверть века раньше этой официально признанной даты: ведь если он был назван Новокачинским острогом, значит, был и Старокачинский или просто Качинский. Предполагаемое место расположения острога — впадение Бугача в Качу. Подтвердить это возможно археологическими раскопками.
ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ
Транссибирская железнодорожная магистраль, Великий Сибирский Путь — железная дорога через Евразию, соединяющая Москву (южный ход) и Санкт-Петербург (север-ный ход) с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России. Длина магистрали 9298,2 км — это самая длинная железная дорога в мире. Высшая точка пути — Яблоновый перевал (1019 м над уровнем моря). В 2002 году завершена её полная электрификация. Исторически Транссибом является лишь восточная часть магистрали, от Миасса (Южный Урал, Челябинская область) до Владивостока. Её длина — около 7 тыс. км. Именно этот участок был построен с 1891 по 1916 годы. Внастоящее время Транссиб соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Вос-ток России, а говоря шире — российские западные, северные и южные порты, а также железнодорожные выходы в Европу (Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск), с одной стороны, с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию (Владивосток, Находка, Забайкальск). Технические возможности Транссиба позволяют перевозить по нему до 100 млн тонн грузов в год. Осенью 2010 года министр транспорта Российской Фе-дерации Игорь Левитин заявил, что пропускные возможности Транссибирской магистрали полностью исчерпаны. Этапы строительства. Строительство железных дорог в азиатской части Российской империи. Официально строительство началось 19 (31) мая 1891 года в районе близ Владивостока (Куперовская падь), на закладке присутствовал цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II. Фактически же строительство началось раньше, в начале марта 1891 года, когда началось строительство участка Ми-асс — Челябинск. Одним из видных руководителей строительства одного из участков был инженер Николай Сергеевич Свиягин, в честь которого названа станция Свиягино. Часть необходимых грузов для строительства магистрали были доставлены Северным морским путём, учёный-гидролог Н. В. Морозов провёл 22 парохода из Мурманска к устью Ени-сея. Рабочее движение поездов по Транссибу началось 21 октября (3 ноября) 1901 года, после того, как было уложено «золотое звено» на последнем участке строительства Ки-тайско-Восточной железной дороги. Регулярное сообщение между столицей империи —Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России — Владивостоком и Порт-Артуром по железной дороге было установлено в июле 1903 года, когда Китайско-Восточная же-лезная дорога, проходящая через Маньчжурию, была принята в постоянную («правиль-ную») эксплуатацию. Дата 1 (14) июля 1903 года ознаменовала собой также ввод Велико-го Сибирского Пути в строй на всём его протяжении, хотя в рельсовом пути был перерыв: через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме. Непрерывный рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала рабо-чего движения по Кругобайкальской железной дороге 18 сентября (1 октября) 1904 года; а спустя год, 16 (29) октября 1905 года, Кругобайкальская дорога, как отрезок Великого Сибирского Пути, была принята в постоянную эксплуатацию; и регулярные пассажирские поезда впервые в истории получили возможность следовать только по рельсам, без ис-пользования паромных переправ, от берегов Атлантического океана (из Западной Европы) до берегов Тихого океана (до Владивостока). После поражения России в русско-япон-ской войне 1904—1905 годов возникла угроза того, что Россия будет вынуждена уйти из Манчжурии и таким образом лишиться контроля над Китайско-Восточной железной дорогой, тем самым потеряв восточную часть Транссиба. Необходимо было продолжить строительство так, чтобы магистраль проходила только по территории Российской им-перии. Конец строительства на территории Российской империи: 5 (18) октября 1916 года, с пуском моста через Амур близ Хабаровска и началом движения поездов по этому мосту. Стоимость строительства Транссиба с 1891 по 1913 год составила 1 455 413 000 рублей (в ценах 1913 года). Все строительство было осуществлено за счет казны, без каких-либо иностранных заимствований. В основу схемы финансирования легла мо-дель «Мнимого капитала», разработанная русским ученым-экономистом С. Ф. Шараповым.